воскресенье

«Клоуна оценивают не по национальности, а по коликам в животе»

Андрей Жигалов— успешный клоун, разъезжающий с гастролями по всей Европе. В России же его до сих пор знают лишь по одному лиричному фильму начала 1990-х. Пока Жигалов платит родине тем же, не приезжая со своим шоу к российским зрителям. В интервью GZT .RU он рассказал, каково ему жилось в Швейцарии начала 1990-х, как потом любовь привела его в Германию и почему он не надевает красный клоунский нос.

Пронзительно смешная комедия про молодого парня, который решил разбавить скучную жизнь в маленьком городишке и неожиданно для себя объявил всем, что уезжает на Дальний Восток, уже стала классикой постсоветского кино. В 1990–1991 годах фильм «Облако-рай» Николая Досталя получил целый ряд наград и был признан критиками и журналистами лучшим фильмом года.

Клоун Андрей Жигалов, не будучи профессиональным актером, сыграл главную роль в этом фильме, а потом повторил в жизни судьбу своего героя— Коли – перекати-поле. В картине история заканчивается тем, что парня таки отправили всем городом на этот выдуманный им Дальний Восток, хоть герой и признался в обмане, но ему никто не поверил. Жигалов никого не обманывал, а просто уехал и больше не вернулся, став в Европе известным клоуном с собственным шоу.

В Монте-Карло он получил золотую медаль за свой клоунский талант, но этого таланта не знает российский зритель. Да и классическая клоунада, верность которой хранит Жигалов, исчезла со сцены, дав дорогу телевизионному формату вроде «Камеди-клаб».

Россия всегда считалась кузницей клоунов: здесь появились знаменитые Енгибаров, Никулин, Карандаш, Попов… Теперь все звезды уехали или оказались за границей после распада Союза. Олег Попов живет в Германии, Вячеслав Полунин— то в Лондоне, то в Париже, Георгий Делиев— в Одессе. Жигалов жил в Швейцарии, потом в Германии, сейчас перебирается в Нидерланды. Его «Жигалов-шоу» колесит по всей Германии и собирает полные залы.

В России остался только Юрий Куклачев, и то, по его же словам, только благодаря вовремя подаренному театру. Именно в стенах этого театра проходит сейчас, с 16 по 22 августа, Первый Международный фестиваль клоунов «Комик-шоу», благодаря которому GZT .RU и удалось встретиться с известным русским клоуном Андреем Жигаловым. Он не давал интервью в России ни разу после его отъезда в 1993 году.

Сколько вам было лет, когда вам на голову свалился швейцарский контракт? И как советский паренек, только начинающий клоун, оценил подарок судьбы?

Кажется, двадцать пять. Ничего необычного в этом контракте для меня не было. В цирковом училище, где я учился, артисты часто уезжали работать в другие страны. Обидно только, что я в родном цирке, в Москве, у Юрия Владимировича Никулина проработал всего месяц и— уехал. Он, правда, мог меня задержать тем, что пригласил работать в Сочи, но ничего не получилось. Бюрократия еще та была! Нас не оформили. Мы же были протестанты, революционеры…

То есть?

В цирковом училище устроили забастовку, в программе «Взгляд» нас показывали.

По какому поводу бунтовали?

Увольняли нашего любимого педагога, увольняли незаслуженно. Может быть, мы молодыми были, чего-то не понимали, он жил в общежитии, не имел своего жилья, и стали ему приписывать какие-то грязные дела, и в том числе политического характера.

Это имело какое-то отношение к вашему отъезду?

Впрямую— нет. Но какое-то ощущение бесправности своей, безусловно, тяготило. Вот в Сочи в цирк не пустили работать. За то, что защитил педагога. Это как? Как раз в это время я проходил пробы на Чонкина у чешского режиссера Иржи Менцеля (фильм «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по мотивам первой части романа Войновича. — GZT .RU ). Длились они два месяца, а я не мог ждать так долго, в неизвестности. Пока оценивали меня и как актера, и как протестанта. А тут этот контракт со швейцарским цирком Knie. Вот и подписал я его.

Андрей Жигалов и Эдуард Алексеенко показывают номер «Машина» на юбилейном вечере Юрия Никулина в цирке на Цветном бульваре, 1991 год.

Вы тогда оценили экономические перспективы?

Я не знал, что такое швейцарские франки. Я только понял, чтобы у меня будет какая-то стабильная зарплата и я смогу содержать жену и ребенка. Да, я вам не сказал, я рано женился. Мне предложили 300 франков (около $200 по курсу того времени. — GZT .RU ), я не сопротивлялся.

Триста— в месяц или за выступление?

В день.

То есть после зарплаты рублей так в 90 вы превратились в состоятельного человека.

Вряд ли я тогда это понимал. И что такое Швейцария, и что такое богатство. В Челябинске, где остались мои родители и сестра, мы всегда жили бедно. И другой жизни я не знал и, если честно, даже не думал, что есть жизнь другая.

Вы уехали работать по контракту, на определенное время, но если бы вдруг что-то не сошлось, у вас была возможность вернуться?

Нет. Это невозможно. Если бы я не выполнил условия контракта, это поставило бы крест на моей карьере.

Андрей Жигалов в швейцарском цирке KNIE в 1993 году

Андрей, но в принципе хотели ли вы вернуться?

На первых порах не было мыслей— возвращаться, не возвращаться. Я настолько был занят в профессии, это был адский труд. Чтобы сыграть одну и ту же вещь два раза в день, надо очень напрячься. Клоунада— это живое искусство, нельзя взять и просто выучить и просто отработать. Живой контакт требует особых усилий. При этом мы же не сидели на месте. За девять месяцев я объездил 58 городов Швейцарии. Спали в кемпинге. Я даже толком заработанные деньги не тратил. Мы хотели с женой жить в Москве, купить квартиру. А закончилось все тем, что после цирка KNIE мы развелись. И квартиру в Москве я купил не нам, а сыну.

Швейцарская публика имела хоть какое-то представление о том, что клоун Жигалов— знаменитый артист кино? Вы кому-нибудь показывали фильмы?

Мне в этом отношении повезло. Сначала я приехал в Женеву на фестиваль с фильмом. А на следующий год приехал уже с цирком. Фильм «Облако-рай» был в прокате и имел успех. Не уверен, что все меня узнавали и знали, что в цирке работает Коля— перекати-поле, но, во всяком случае, кто-то точно про это знал. Да и диски мои с саундтреком к «Облаку-рай» (Жигалов писал музыку к фильму. — GZT .RU ) продавались и в Швейцарии, и в Японии. Но я авторскими правами воспользоваться не смог. Подписал, не разобравшись, на какой-то процент. В общем, действовал, как советский дурачок.

Контракт истек, что дальше?

Любовь. Влюбился в немку. Переехал в Берлин. Работал в новом, прогрессивном цирке Flik-Flak. И в разных немецких варьете. Все было замечательно. Дом купили. Двое детей. Но я был и остался артистом. А она— была и осталась учителем в школе. Мы— несовместимы. Я много разъезжаю, и хочется возвращаться к себе домой, но именно этого чувства, своего дома, не было. Хотя жена— прекрасный человек, но что-то изнутри нас разъедало. Ушел, забрав носки.

Помните мою песню, которую я написал для Коли— перекати-поле? Как он с чемоданчиком в руке – и по земле, земле. Человек этот как бы несуразный, потерянный, но чистый-чистый, ходит по земле, проживает свой путь. Написал прямо про себя эту песню. Песни идут из души. На заказ у меня не пишутся. Да и мой герой в фильмах «Облако-рай», «Коля— перекати поле» (продолжение картины, снятое Досталем в 2005 году)— это, по большому счету, я. Сорваться куда глаза глядят в поисках облака-рая…. Как это режиссер Досталь меня почувствовал, когда в картину позвал— не понимаю.

Андрей Жигалов и Джаба показывают совместный номер «Вода»

Русскую, щемящую интонацию вы используете в своем творчестве? Если да, то было ли это кем-то оценено?

Русская интонация…. Так как же я без нее. Кто я? Шут, юродивый, ребенок. Русский клоун. И никуда от этого не деться. Это— на уровне генов. Другое дело, что я давно работаю на западную аудиторию, а там и вкус на другие шутки. Но зрители, как мне кажется, клоуна не оценивают по национальности, они его оценивают по коликам в животе.

Признайтесь, Андрей, приглашают ли вас наши соотечественники в Швейцарии, Германии поработать на корпоративных вечеринках?

В последнее время – да. Естественно, это хорошо. Почему бы нет? Русский имидж— богатей. И я не отказываюсь ни от какой работы.

И на улице, если припрет, выступить слабо?

Да ради бога. Я недавно в Ганновере работал на улице. Правда, там все звезды выступали. Нам всем очень понравилось. Шикарный парк. Шикарное шоу.

Но это пример из другой оперы.

Знаете, я очень люблю зрителей. Очень ценю контакт. Чем ближе, тем лучше. Какая разница, если честно, где твоя сцена. Главное, чтобы был зритель. Вы мне задали очень серьезный вопрос, но я еще пока не дошел до такой жизни, чтобы зарабатывать «на панели». У меня расписан весь год вперед.

Почему вы работаете без грима?

Потому что проверил— нет разницы. Только зря мучаюсь. Абсолютно однородная реакция, что я с носом красным, что без. Вот и решил себя не мучить. Однажды во Франкфурте зашел в магазин и купил себе костюм, и прямо в нем вышел на сцену работать как клоун. Ничего не изменилось. Та же самая реакция. Только гардеробщица меня не узнала. «Где же Жигалов?» — спрашивает. В гриме— для меня— смысла нет.

Эти широкие штаны с клоуном Андреем Жигаловым уже давн Источник Jigalov show

Что вас сегодня волнует больше всего?

Счастье. Самое главное, чтобы человек был счастлив. Я, наверное, наивный, ну уж какой есть, но поиск своей половинки— в этом ли не смысл жизни?

Вы считаете свою судьбу счастливой?

Конечно. Любая судьба счастливая. Даже у букашки. Пусть она прожила день, уже какой-то опыт появился.

И как у вас с этим? Вы сегодня— холостяк?

У меня сегодня медовый месяц! Я сюда приехал молодоженом! Переезжаю в Амстердам. К жене. На этот раз, русская, своя. Мы знали друг друга давно. Фильмы с моим участием она не видела, я для нее только клоун. Но какой! Так и сказала мне, что никогда в своей жизни так не смеялась, буквально валялась на полу до истерики. Да, наверное, есть процент какой-то, что она влюбилась в меня из-за сцены, но все-таки я надеюсь, мы нашли друг друга— как две души. Она тоже человек сцены, работает у одного знаменитого фокусника ассистенткой.

Вы по жизни, наверное, грустный, скучный человек? Говорят, все клоуны такие…

Нет. Такой кайф быть клоуном всегда! Я всегда боялся, что не умею быть серьезным, и натяжно строил из себя умницу. А почему? Да потому что несчастным был в жизни. Работал много, но не находил выхода. Один, всегда один.

Не может быть!

Именно так. В то время как вокруг полно поклонниц, целый балет девочек, все красавицы, выбирай любую. Но я не такой человек. Я страдал отсутствием любви. Народ визжит, когда ты на сцене. Ты сам в состоянии эйфории, и боишься, что вот сейчас шоу закончится. Но ты понимаешь, что потом ты пойдешь в свой кемпинг или в кафе. Один. Варианты, которые есть, они тебе не нужны. И начинается непонятная, ужасная депрессия, у которой страх глубокий, как пропасть.

Может быть, причина— чужая страна?

Ностальгия— это обман. Ребенок пришел в театр, он никогда не забудет этот спектакль, а в следующий раз— новое впечатление от другого спектакля, и тот, первый, станет ностальгией. Перемена мест: театр, спектакль, Чистые пруды, где ты влюблялся… Тебе дорог только тот момент, когда ты был там, но это ушло. Я знаю, я верю, что мы живем вечно. Надо пострадать, чтобы дошло, чтобы остался опыт.

Андрей Жигалов и Котини-младший – номер «Рэп»

Вы познали вкус славы за границей?

В Германии. В цирке Roncalli. Никто до меня там шоу не делал. А я сделал. Первым. Мое шоу шло в 12.00 ночи. Полный зал— тысяча триста народу. Но однажды меня со сцены увезли с аппендицитом. Прооперировали. Две недели пролежал. Раскупленные билеты вернули в кассу. Но я не вернул шоу на сцену. Мне было интересно развиваться.

Я доказал себе, что могу быть и режиссером, и актером, и продюсером. Что могу репризы собрать в целый спектакль, что могу собрать полный зал и этот зал рассмешить. Но потом я прыгнул в быстротечную воду и поплыл по течению.

И куда вас вынесло течение?

В Москву. На первый Международный фестиваль клоунов «Комик-шоу».

А до этого вы часто наведывались в столицу?

Бывало раз в год, это были частные визиты, бывало, что по пять лет не приезжал.

Справка Андрей Жигалов родился 21 апреля 1966 года в Челябинске. Окончил эстрадно-цирковое училище, во время учебы начал сниматься в фильме «Облако-рай» Николя Досталя. После выхода в 1990 году фильм получил призы «Кинотавра» (приз «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех»), фестивалей в Локарно и в Женеве. Всего на счету у Жигалова роли в семи картинах, в том числе— продолжении «Облака-рай», фильме «Коля— перекати-поле» 2005 года. Однако его главная профессия— клоун. В 1990-е, после съемок еще в трех фильмах и непродолжительной работы в Цирке на Цветном бульваре Жигалов уехал работать в Европу, где создал собственное «Жигалов-шоу». Жигалов также пишет песни и поет. Заглавную песню к «Облаку-рай» написал именно он.

Как, на ваш взгляд, менялась Россия и ее люди?

Сказать однозначно, что изменилась в хорошую или плохую сторону, не могу. Это логично, что все так развивается, как развивается. Москва и мой родной Челябинск заметно изменились. Когда я привозил свою жену-немку в первый раз в Москву, она была потрясена. Через несколько лет Москва уже не произвела на нее такое впечатление. От России мало что осталось. Все магазины, кафе— все потеряло самобытность. Что касается людей— не знаю. Но к артистам— совсем другое отношение. Лучше. Это и деньги, и уважение.

Но изменился и зритель. Артист поднялся, зритель опустился. Разве не так?

Я— клоун. У меня другой сантиметр. Но мой зритель тоже изменился. Чем проще, тем больше реакций, а там, где я бы хотел получить смех, я его не получаю. Я хочу растопить сердца, разрушить недоверие нашей публики, в конце концов, воспитать публику, потерявшую вкус к классической клоунаде.

Если московские власти предложили бы вам свой театр, вы бы бросили Амстердам с его перспективами? Ведь, по словам Куклачева, именно здание театра и удержало его в России, хотя соблазнительных предложений поступало предостаточно.

Мы— русские. Естественно, мне хочется домой. Наша мечта— жить на родине. Россия— это мое сердце, мой язык, мое прошлое и, я надеюсь,— будущее. И еще есть чувство вины: все там, там…

Как-то приехал я на Цветной бульвар в цирк, билетерша стоит сзади меня и робко спрашивает: «Когда вы к нам приедете выступать?» Я говорю: «У меня контракты в Германии». Она потупилась и в пол прошептала: «Все им да им, а мы тут смотрим г…» Ценная реплика. А я то уж знаю: самый критичный зритель— это билетерша.

Фильм «Облако-рай» начинается с песни Андрея Жигалова в его исполнении

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-klouna-otsenivayut-ne-po-natsionaljnosti-a-po-/320474.html?from=reader

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница