Переданную монастырю древнюю псковскую икону оставили на попечение компьютера
Передача иконы «Спаса Елеазаровского» Русской православной церкви, возможно, станет первым случаем, когда удастся обеспечить сохранность памятника древнерусской живописи – по крайней мере, на это надеются работники Псковского музея-заповедника. В то же время они считают, что теперь икону увидит гораздо меньшее количество людей.
19 августа, в праздник Преображения Господня, Русской православной церкви вернули икону XIV века «Спас Елеазаровский», до этого находившуюся в Псковском музее-заповеднике. Икона будет установлена в иконостасе собора Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря. Она находилась там до того, как попала в музей в 20-х годах прошлого столетия. В монастырь икону передал патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Заместитель директора по научно-исследовательской работе Псковского музея-заповедника Борис Николаевич Харлашов пояснил GZT .RU , что в истории Псковского музея-заповедника еще не случалось прецедентов передачи Русской православной церкви настолько уникальных памятников древнерусской живописи. Иконы на ее новом месте он еще не видел.
Передача на временное хранение
По словам Харлашова, икона передана в Спасо-Елеазаровский монастырь на временное хранение. Инициатором ее передачи стали представители монастыря, обратившиеся в Министерство культуры РФ, «а может быть и выше», предположил он. В прошлом году эта просьба была удовлетворена. Ранее сообщалось, что решение о передаче иконы во временное хранение было принято по инициативе губернатора региона Андрея Турчака во время визита министра культуры Александра Авдеева в Псковскую область в июле 2009 года.
Икону «Спас Елесазаровский» внесли в храм Трех святителей в специально оборудованном киоте Источник Псковская лента новостей
Икона передается монастырю после согласования процедуры министерством культуры и фондом Псковского музея-заповедника. «Спас Елеазаровский», как и раньше, остается под охраной государства, а за сохранность иконы как уникального памятника живописи, истории и культуры по-прежнему отвечает музей-заповедник: с ним заключен соответствующий договор.
Киот с компьютерными датчиками
Чтобы «Спас Елеазаровский» на новом месте находился в привычных условиях, для иконы сделали специальный киот, похожий на контейнер. Он изготовлен из металла и высокопрочного стекла и оборудован системами климатологического контроля. В нем, по словам Харлашова, будет поддерживаться определенная влажность и температурный режим. Чтобы контролировать их, в киоте установлены особые датчики. За сохранением внутренних параметров конструкции следит специально разработанная компьютерная программа.
Конструкцию киота и программное обеспечение разрабатывала санкт-петербургская фирма «Раритет», которая занимается изготовлением оборудования для музеев, библиотек и архивов. Представители «Раритета» выиграли конкурс на проектирование киота, объявленный музеем. Всего на конкурс, по словам Харлашова, было подано две заявки.
Считывая показания с датчиков, компьютер будет передавать эту информацию в музей. Кроме того, добавил Харлашов, икону будут регулярно осматривать сотрудники музея. Для обеспечения ее физической сохранности, уверяет он, тоже сделано все возможное. В целях безопасности музей застраховал икону на 1 млн евро . Отметим, что на последнюю экспертизу в Государственный Эрмитаж «Спаса Елеазаровского» возили в бронированной машине с вооруженной охраной.
Спасо- Елеазаровский монастырь стал одним из первых монастырей, где принимают религиозные ценности, стараясь выполнять требования закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности», проект которого сейчас обсуждают Источник Сайт vagante.ru
Контроль специалистов
Харлашов отметил, что если в составе красочного слоя «Спаса Елеазаровского» возникнут какие-то изменения, икону отправят на реставрацию, «независимо от того, понравится это кому-то или нет».
Нынешнее состояние иконы реставраторы оценивают как «стабильное». С тех пор как она в 20-х годах прошлого века была передана в Псковский музей, ее не раз реставрировали. «Спаса Елеазаровского» за время его долгой жизни не раз подновляли, и реставраторы расчищали более поздние слои краски так, чтобы не потревожить самые древние, датирующиеся XIV— XV веками. Харлашов поясняет: «У реставраторов, как у врачей, главный принцип— не навредить. Но обычно не бывает, чтобы сняли все слои до конца, оставив только то, что сохранилось от XIV или XV века».
Кто увидит икону?
Если судить по рассказу представителя музея, ситуация выглядит идеальной. Сотрудники музея уверены, что «Спаса Елеазаровского» удастся сохранить в надлежащем состоянии и ожидать новой печальной истории гибели древней иконы, как чуть не случилось с «Боголюбской Богоматерью» XI века, не стоит.
Искусствовед и галерист Марат Гельман, принимавший активное участие в разработке законопроекта «О передаче религиозным организациям религиозного имущества» (он сейчас находится на рассмотрении в Госдуме), считает, что в данном случае все было сделано в соответствии с еще не принятым законом.
«Обсуждая поправки к нему, мы как разговорили о том, что тот, кто получает культурные ценности на временное хранение, обременен определенной ответственностью. В том числе созданием условий для хранения музейного уровня и возможность доступа для посетителей»,— отметил он.
Сотрудники Псковского музея-заповедника считают, что в монастыре произведения древнего искусства увидят меньше люде
Впрочем, сотрудники музея уверены, что после передачи иконы РПЦ ее увидит гораздо меньшее количество людей. «Я как сотрудник музея вынужден сказать, что мы опечалены таким поворотом событий»,— сказал Харлашов. В доказательство своих слов Харлашов приводит цифры. Псковский музей-заповедник ежегодно посещают более полумиллиона посетителей. В монастыре же, говорит он, храмы открыты не всегда: «Монастырь— это не общедоступное место, иначе это не монастырь». Харлашов полагает, что «Спаса Елеазаровского» чаще будут видеть не туристы, а монахи и паломники.
Гельман придерживается иного мнения. Туристы приносят дополнительный доход, и с учетом этого устроен график работы всех европейских культурных памятников. Даже если некоторое время икона «Спаса Елеазаровского» будет не такой доступной, как была раньше, ситуация «вскоре изменится к лучшему».
Далеко не все музейные работники настроены так оптимистично, как сотрудники музея-заповедника во Пскове. Весной 2010 года один за другим появились несколько открытых писем— президенту и патриарху— от обеспокоенных искусствоведов и музейных работников. Все они заявляли о том, что в руках Церкви древние религиозные ценности не будут сохраняться столь тщательно, как под пристальным наблюдением специалистов.
Источник: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-peredannuyu-monastyryu-drevnyuyu-pskovskuyu-ikonu-/320368.html?from=reader
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница