воскресенье

Поиск новых «моцартов» в виде конкурса на YouTube не дал результатов

Благодаря конкурсу композиторов на YouTube опусы современной академической музыки прослушали люди, которые в обычной жизни в консерваторию не заходят вообще или ходят очень редко. Судя по итогам конкурса, вкусы профессионального жюри и слушателей разошлись диаметрально. Жюри оказалось настолько требовательным, что так и не выбрало никого на первое место.

20 августа были обнародованы итоги конкурса композиторов на видеохостинге YouTube. Жюри, которое возглавил дирижер Теодор Курентзис, первой премии решило не присуждать.

По словам Теодора Курентзиса, никто из участников не смог сравниться с Моцартом, Бетховеном и Шостаковичем в плане новизны произведения для своего времени. Жюри искало что-то, «способное изменить акцент своего времени, стать флагманом целого направления», сказал дирижер, но пока не нашло.

Второе место разделили Владимир Горлинский, автор вещи Paramusic, и Наталья Прокопенко, сочинившая композицию «Архэ». Третье место занял Кирилл Уманский с опусом «Вечер в степи». Победителем пользовательского голосования стала Полина Назайтинская, автор «Зимних колоколов».

Сочинения победителей прозвучат на публике 9 сентября— Российский Национальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса исполнит их в Зале Чайковского. Организаторы сделают все от них зависящее, чтобы на концерт, подводящий итоги конкурса, пришла не обычная консерваторская публика, а более широкая аудитория, пообещал в разговоре с GZT .RU один из организаторов конкурса директор по маркетингу Google Россия Константин Кузьмин.

Почему не нашли Моцарта?

Жюри, по словам одной из его участниц, музыкального критика Светланы Савенко, не раздирали разногласия. Решение о том, что композитора-лидера в конкурсе нет, тоже не вызвало споров. Последнее заседание жюри 11 августа шло около двух часов: половина его участников была в Москве, а половина общалась с коллегами с помощью Skype, что немного замедлило работу, но было вполне в духе конкурса: ведь он тоже проходил в виртуальном пространстве.

Перед началом конкурса YouTube дирижер Теодор Курентзис обратился к композиторам через интернет

«Уровень участников конкурса был в результате достаточно высокий,— сказала Савенко, комментируя решение жюри,— но немножко ровный. Действительно, Моцарта мы не открыли».

При этом «современного Моцарта» жюри выбирало среди профессионалов— в шорт-лист из 13 человек вошли сочинения исключительно выпускников консерватории. «Написать партитуру для большого симфонического оркестра человек, не имеющий образования, просто не сможет»,— пояснила Савенко. Изначально на конкурс было подано 200 заявок, одну подал человек «преклонного— пенсионного возраста», другие— студенты 17–18 лет, но в шорт-лист их сочинения жюри не включило.

Опус Полины Назайкинской «Зимние колокола» стал лидером в голосовании пользователей

Константин Кузьмин считает, что потенциальные «моцарты» просто не успели узнать о конкурсе. Кроме того, композиторы, сочиняющие современную академическую музыку, просто не верят, что их опусы будут оценены по достоинству широкой публикой. «Современной академической музыкой интересуется определенная узкая группа людей, которая ходит на концерты. Тиражи дисков с записью такой музыки тоже очень небольшие. В Москве три или четыре магазина с отделами классической музыки»,— говорит Кузьмин. Одной из задач конкурса YouTube стало расширить зрительскую аудиторию.

Слушателей стало больше

Организаторам это удалось. Обычно концерты современной академической музыки проходят в залах, вмещающих максимум 200 человек. Композиции из шорт-листа конкурса, выложенные на YouTube, по словам Кузьмина, собрали «порядка полумиллиона просмотров». «Конечно, эти композиции не могут конкурировать с суперпопсовыми вещами или с клипом, в котором какая-нибудь зверушка делает какую-нибудь забавную штучку. Но мы привлекли к просмотру множество людей, которые вообще не слушают такого рода музыку»,— подчеркивает он. Кроме того, конкурс YouTube спровоцировал дискуссии на разных форумах.

Прочитав название опуса Владимира Горлинского Paramusic знатоки задумались: а может, это и не музыка вовсе?

Наталья Прокопенко, которая заняла одно из вторых мест, рассказала, что ее запись в интернете просмотрело много людей, не подготовленных к современной академической музыке и слушающих в основном рок. Комментарии часто оставляли рок-музыканты. Некоторые из просмотревших запись сравнивали «Архэ» с «современной литературой, с Кафкой и литературой XX века, с современными фильмами», рассказывает она.

Конечно, современную академическую музыку не назовешь понятной и простой. В ней нет мелодий, сложные сочетания звуков требуют особой подготовки и интеллектуальной работы. «Конечно, в конкурсе участвовали вещи явно авангардные, которые я, условно говоря, в своей машине никогда слушать не буду,— признает Кузьмин.— Но были и вещи достаточно легкие, приятные для восприятия. Я считаю, что человек, у которого есть хотя бы минимальная склонность к классической музыке, получит удовольствие от этих произведений». В целом организаторы остались довольны, и конкурс YouTube, возможно, станет регулярным. Кузьмин пообещал, что его, «скорее всего, будут проводить раз в два года».

Музыкальный критики нашли в «Вечере в степи» Кирилла Уманского азиатские мотивы

Вкусы жюри и пользователей YouTube разошлись

Оценки жюри и пользователей YouTube не совпали. К примеру, сочинение «Зимние колокола» Полины Назайкинской, победившее в пользовательском голосовании, жюри не заинтересовало. «В „Зимних колоколах», безусловно, есть достоинства: это сочинение поэтичное, красивое, лиричное. Но мы— профессионалы, и для нас это слишком стандартно. Кроме того, оно проще написано. Там есть мелодия, нормальная гармония. Возможно, это и подкупило слушателей YouTube: они услышали что-то знакомое»,— поясняет Савенко.

По-разному жюри и пользователи оценили и участников конкурсной программы. Автор одного из комментариев к записям конкурсантов на YouTube написал, что все они, в сущности, похожи друг на друга. По мнению профессионалов, между ними— большая разница.

Сочинение молодого композитора Натальи Прокопинской «Архэ» некоторые пользователи YouTube сравнивали с сочинениями Кафки

Радикальнее всего, считает Савенко, звучит сочинение Владимира Горлинского— Paramusic. «У него не вполне обычные приемы, принципы композиции, а название Paramusic (можно перевести как „около музыки». — GZT .RU ) заставляет задуматься: может быть, это не совсем музыка?»— говорит она. «Архэ» Натальи Прокопенко звучит более привычно. Там четко выстроена музыкальная драматургия, подчеркнуто звучание инструментов. В «Вечере в степи» Кирилла Уманского— «особый азиатский звуковой колорит», отмечает Савенко.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-poisk-novyh-motsartov-v-vide-konkursa-na-youtube-/320487.html?from=reader

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница