Президент отправил губернаторов в ПТУ
Прошедший во вторник в Кремле юбилейный Госсовет показал, что в ближайшие 5–10 лет российское образование ждет переворот, и если сегодня 70% выпускников профессиональных учебных заведений заканчивают вузы и лишь 30%— техникумы и ПТУ, то в будущем на долю вузов останется лишь 20%, а выпускники техникумов и ПТУ составят все 80%. Для достижения этой цели большинство вузов будет закрыто или объединено, а региональные власти и бизнес должны будут создать “качественные и современные” ПТУ и техникумы для подготовки рабочего класса
По словам президента Дмитрия Медведева, профобразование, которое после “апгрейта” должно выпускать качественных специалистов для бизнеса, нужно срочно встраивать в процесс модернизации страны, иначе Россия так и останется технологически отсталой страной. Основой такого “промышленно-ориентированного” образования должны стать цепочки “лицей— колледж— университет”, из которой школьник или студент в любой момент мог бы отправиться прямиком на завод. И определять развитие среднего образования должны региональные власти и бизнес, а не кто-то “из Москвы”.
Подобная цепочка давно создана в Норильске, похвастался GZT .RU глава группы “Онэксим”, экс-гендирктор “Норильского никеля” Михаил Прохоров. “Мы эту проблему для себя решили, в Норильск можно сейчас привозить только топ-менеджеров, всех остальных специалистов мы готовим из местных жителей”,— отметил бизнесмен GZT .RU .
Другим примером стал липецкий лицей №10, который скооперировался с Новолипецким металлургическим комбинатом и, по признанию директора учебного заведения Натальи Золотаревой, активно готовит для НЛМК специалистов рабочих специальностей.
Крупный бизнес кадровый вопрос решил
“Крупный бизнес для себя кадровый вопрос и так решит целевым заказом”,— уверенно заявил GZT .RU Михаил Прохоров. Действительно, большое предприятие в состоянии наладить связи с колледжем или ПТУ и обеспечить его заданием по подготовке специалистов нужного профиля.
“Проблема со специалистами так называемых „скзвозных” профессий, которые нужны в самых разных структурах, в первую очередь в ЖКХ— электриками, плотниками, слесарями. Вот здесь проблема,— констатирует Прохоров.— Я не предлагаю масштабировать наш опыт. Если у нас не будет семи миллионов студентов вузов и народится поколение безработных экономистов и юристов, никого загонять (в ПТУ) не придется”.
На Госсовете Прохоров напомнил, что из всех выпускников учебных заведений России 70% заканчивают вузы, 20% средне-специальные учебные заведения, а 10%— начального профессионального образования, тогда как бизнесу требуется 80% рабочих и 20% специалистов с высшим образованием, и 50% выпускников вузов “гарантировано остаются без работы”.
Из университета— в ПТУ
В свою очередь, Медведев вспомнил, что когда посещал томское “современное профессиональное учебное заведение”, обнаружил там “дяденьку лет 27–29″, который рассказал, что закончил институт, а теперь учится в ПТУ, чтобы получить профессию и зарабатывать “нормальные деньги”.
“Вот такой абсолютно рафинированный пример того, как мы нерационально расходуем деньги на подготовку специалистов, люди сначала идут, учатся в университетах, а потом получают совсем другое образование. И, во-вторых, это пример того, как девальвировалось, соответственно, высшее образование, а, с другой стороны, что нужно делать в направлении укрепления среднего специального образования”,— заметил президент.
Министр образования Андрей Фурсенко вообще считает, что учебные заведения могли бы стать локомотивами процессов модернизации— то есть определять вектор развития промышленности. При этом, развитие профессионального образование должно идти отдельно от “перевоспитания трудных подростков” и завершения полного среднего образования.
Снимать и ротировать
Медведев на заседании Госсовета также поддержал идею Фурсенко о ротации педагогических кадров между вузами, но попросил подойти к этому вопросу аккуратно и взвешенно. При этом Медведев считает, что университетская профессура после закрытия “отстающих” вузов, могла бы вполне вписаться в систему начального профобразования.
Президенту понравилась и идея снять фильм, популяризирующий рабочие профессии, вроде “Высоты”, но он, опять же, отметил, что нельзя работать со СМИ “тупо”.
Отдельно Медведев поддержал предложение мэра Москвы отказаться от изменения терминологии в проекте нового закона об образовании, где предлагается заменить “начальное профессиональное образование” на “профподготовку”, сказав, что не сторонник терминологических игр.
Глава государства поручил губернаторам разработать и обновить региональные стратегии развития профессионального образования, в том числе с учетом потребностей бизнеса и дополнительного стимулирования обучения в техникумах и ПТУ.
От реформы ПТУ зависит судьба страны
Министр регионального развития Эльвира Набиуллина пояснила GZT .RU , что, по ее расчетам, региональные программы развития профессионального образования могут появиться в течении трех-шести месяцев. Тогда появится возможность разработки такой программы на федеральном уровне. При чем, речь может идти не о новом отдельном документе, а о масштабировании тех идей, которые уже были изложены в нацпроектах, в том числе “Образование”, звучали на Госсовете во вторник и реализуются в регионах.
В частности, Набиулина отметила, что стимулирования сотрудников учебных заведений среднего звена необходимо полностью поменять систему оплаты труда, когда директор, как в школах, сможет сам реализовывать ту или иную схему стимулирования.
При это взаимодействие бизнеса и профтехучилищ Набиуллина назвала ключевой задачей экономического развития страны.
“На мой взгляд, это достаточно срочная задача. Ее нельзя растягивать больше, чем на три года, чтобы получить системный эффект. Если мы хотим модернизации экономики, о чем мы говорим— мы не сможем сделать существенный рывок модернизации, если мы эту проблему не решим”,— отметила министр GZT .RU .
Источник: http://www.gzt.ru/topnews/politics/-prezident-otpravil-gubernatorov-v-ptu-/322361.html?from=reader
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница