Директор школы обязан найти три комнаты под медкабинет и доплатить врачу
Накануне учебного года Минздравсоцразвития констатировал, что в большинстве российских школ, особенно сельских, нет медицинских кабинетов. Спасти ситуацию, по мнению ведомства, может “налаживание связей” с местными фельдшерскими пунктами. Депутаты Госдумы, в свою очередь, заявляют, что школы без медкабинетов вообще не должны получать лицензию. Однако практика такова, что для многих школ даже и “связь с фельдшерским пунктом” наладить проблематично— в последние годы сотни, если не тысячи таких пунктов попросту закрылись.
Более 60% российских школ не имеют медицинских кабинетов, заявила 25 августа на селекторном совещании с регионами РФ глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. “На сегодняшний день 62,3% от общего числа школ не обеспечено медицинскими работниками и кабинетами”,— сказала она, при этом отметив, что значительная часть таких школ находится на селе. Министр предложила руководителям образовательных учреждений в сельской местности наладить связь с местными фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАПами) и привлекать оттуда врачей для обследования школьников.
Голикова сказала, что 205 сельских школ вызывают у Минздрава особую тревогу, поскольку там работа по налаживанию связи с фельдшерско-акушерскими пунктами еще даже не начата. По словам министра, уже в нынешнем году Минздрав совместно с региональной властью в субъектах РФ планирует открыть Центры здоровья для детей, которые смогут заменить медицинские кабинеты в школах. Работу по их открытию планируется закончить к IV кварталу 2010 года. А с 2011 года Минздрав планирует приступить к обязательной диспансеризации 14-летних подростков.
На ФАПах висят замки
По данным независимого эксперта, доцента ММА им.Сеченова Давида Мелик-Гусейнова, ожидать “возрождения” ФАПов в ближайшие месяцы не приходится, и трудно сказать, получится ли что-то хотя бы к Новому году. Множество из 20 тысяч пунктов, которые работали еще лет 5 назад, были закрыты в 2007–2008 году из-за отсутствие лицензий. За несколько лет, пока шли юридические дебаты о возможности ФАПов продавать сельскому населению лекарства, многие из них физически прекратили свое существование. Для их открытия и лицензирования теперь необходимы средства и кадры.
Директор НИИ развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский говорит, что, в отсутствие системных специализированных госпрограмм поддержки сельского здравоохранения, не взялся бы гарантировать реального начала работы этих структур даже на год вперед.
“На многих ФАПах по-прежнему висят замки, нет кадров, в лучшем случае, как исключение, в крупный поселок раз в неделю приедет врач из районной поликлиники, так что в ближайшие 5 лет я бы таких перспектив не строил”,— сказал Юрий Крестинский.
Директор НИИ развития общественного здравоохранения Юрий Крестински Источник Александр Басалаев
“У нас школьная медицина существует только де-юре,— подтвердили GZT .RU в поликлинике одного из районных центров ЦФО,— приходит медсестра из поликлиники в школу, напишет документы, организует проведение прививок. На другую работу нет ни сил, ни времени, ни кадров”.
Нездоровые школьники— результат системного кризиса в здравоохранении
Еще в мае этого года II-й конгресс “Управление качеством медицинской помощи и системой непрерывного медицинского образования медицинских работников” в своих выводах отметил, что “ухудшение здоровья детей и подростков— это проявление системного кризиса лечебной и профилактической работы”.
Согласно данным исследования, о котором рассказала на конгрессе Наталия Калева из Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования, “за период обучения в школе с 1 по 9 и 11 классы наблюдается достоверное увеличение доли лиц с III группой здоровья, а темпы ухудшения здоровья детей с 1 по 9 классы с 2001 по 2009г.— значительно возросли”.
По мнению Калевой, доза профилактического вмешательства медиков в период обучения детей недостаточна. Она должна быть “значительно увеличена за счет ресурсов государства, муниципалитетов, фондов ОМС и направлена на развитие сети дошкольных, санаторно-курортных учреждений, создания школ укрепления здоровья и системы дошкольной и школьной медицины”.
Телемедицину на село
Однако депутаты Госдумы РФ настроены более оптимистически. “Если хотим получить здоровое поколение, именно со школьной медицины, с организованных детей и нужно начинать,— заметила GZT .RU депутат ГД РФ Татьяна Яковлева.— Нужно открывать на базе школ и вузов детские центры здоровья, готовить педиатров, у которых будет медико-социальный подход к работе.
Заместитель комитета фракции “Единая Россия” Татьяна Яковлев Источник Александр Басалаев
Татьяна Яковлева полагает, что “школы не должны получать лицензий без укомплектованного медикаментами и кадрами медкабинета, причем это должно быть не менее трех комнат, чтобы прививки делали в одном помещении, и чтобы развести здоровых детей и больных, если такой оказался в школе”.
Директора школ сейчас получили возможность управлять ресурсами, они должны доплачивать школьному медику, чтобы была мотивация к работе и повышению квалификации, считает депутат. На селе, считает Яковлева, нужны новые технологии, чтобы медсестра в школе могла связаться через Интернет с врачами для дистанционного обследования пациента.
На вопрос GZT .RU , не является ли такое пожелание научной фантастикой, Яковлева заметила, что “возможность телемедицины уже частично есть в Ивановской, Белгородской, Ульяновской областях, скоро будет в Тверской”.
Центры здоровья должны подключаться к профилактике здоровья школьников как дополнения к школьной медицине, считает депутат Госдумы РФ Николай Булаев. Если есть такие предложения, этот правильно, считает он. Центры здоровья могли бы много сделать, прививая здоровый образ жизни. “Правда, иметь в каждой школе медика мы вряд ли сможем себе позволить”,— заметил депутат, пояснив, что для этого нужны существенные ресурсы и, главное, кадры.
Депутат Госдумы РФ Николай Булае Источник GZT.RU
Работают на статистику
А с кадрами быстро решить проблему вряд ли удастся, считает Президент ассоциации медицинских сестер России Валентина Саркисова. “Проблема со школьной медициной очень серьезна,— сказала она GZT .RU ,— и пока зарплаты медсестер составляют 5–6 тысяч рублей, она не решится”.
Сегодня никакой мотивации для профессионального роста медсетр, в том числе и школьной, нет, высшее образование от медсестер отдалили, и количество медсестер в России все время снижается. “Документации столько, что медсестры вынуждены работать на статистику, а не на больного, его здоровье и безопасность “,— сказала Саркисова.
Президент ассоциации медицинских сестер России Валентина Саркисов Источник http://www2.ktovmedicine.ru
Кто проследит за безопасностью в школе?
В условиях, когда даже первую медицинскую помощь в школах подчас некому оказать, по статистике, именно на учебный год приходится пик спроса на полисы страхования детей от несчастного случая— именно в школе на переменах или уроках физкультуры дети чаще всего получают травмы.
Согласно нормам гражданского права, а именно п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, и Закону об образовании ответственность за вред, причиненный здоровью ребенка во время его нахождения в образовательном учреждении, несет администрация школы.
Но, как говорят юристы, необходимы доказательства того, что этот вред возник в результате недосмотра за детьми в момент причинения вреда. При установлении вины образовательного учреждения необходимо выяснить, предприняло ли оно все зависящие от него меры для обеспечения безопасности ребенка, и была ли в произошедшем вина учителя, который следил за детьми.
Например, ребенок сломал руку или ногу на уроке физкультуры или на оздоровительной прогулке. Понятно, что никто не хотел такого исхода. Но придется выяснить, не была ли установлена ребенку чрезмерная нагрузка, находился ли рядом с ним педагог, было ли исправно оборудование площадки или спортзала, соответствует ли нормам безопасности спортивный инвентарь.
Если ребенок травмировался
Травма, полученная ребенком в школе должна быть зафиксирована письменно. В судебном порядке родители могут требовать возмещения материального и морального вреда, причинённого ребёнку. Кроме того, родители могут просить администрацию наказать виновных педагогов, а также принять меры, обеспечивающие безопасность ребенка. По должностной инструкции, медик школы должен сопровождать пострадавшего в больницу и объяснять случившееся.
Если школа отказывается выдать акт о несчастном случае, доказательством наличия травмы являются записи об осмотре ребенка в травмпункте и данные иных мед. документов ребенка. Если ребенок получил травму в школьной драке, необходимо сообщить о факте драки администрации школы (классному руководителю, учителю) или представителю родительского комитета. Если нет необходимости в госпитализации, врач может ограничиться освидетельствованием травмы и оказанием первой помощи, установлением предварительного диагноза. В случае, если нужна экстренная помощь в стационаре, врач осуществляет госпитализацию через “Скорую помощь”.
Сотрудники травмпункта обязаны передать информацию в ОВД в виде телефонограммы по факту обращения несовершеннолетнего с указанием его данных, адреса, места и обстоятельств, при которых получена травма.
В травмпункте после оказания помощи получите документ о характере полученных повреждений. В отдельных случаях такая справка выдается на руки лишь по запросу сотрудника милиции Школьная администрация обязана составить акт о получении травмы и предоставить его в Управление образования.
ОВД проверяет телефонограмму, ведет опросы пострадавшего и лица, причинившего травму, свидетелей. Опрашиваются родители несовершенолетних с обеих сторон, выясняется, желают ли они привлечь лицо, причинившее травму, к уголовной ответственности. По факту проверки отдел внутренних дел выносит представление в Управление образования о неудовлетворительном уровне работы по предупреждению детского травматизма с просьбой принять меры по устранению недостатков. Копия представления направляется директору школы.
Цифры Беспечность взрослых, по данным разных исследований, является причиной до 45% всех детских травм. Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 тыс. детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во “Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма— 2009 год” (предоставлены оргкомитетом Съезда педиатров России). Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России— самый высокий в Европе и составляет более 13 тыс. детей в год или 35 в день. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, пять из шести несчастных случаев с летальным исходом (или 11 тыс. в год) можно предотвратить. По данным доклада, несчастные случаи являются основной причиной смерти детей старше девяти лет, 95% из них происходит в развивающихся странах.
Травматизм – лидирует в причинах смертности у школьников
Наиболее неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40%. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18–20% случаев приводят к инвалидности детей. От травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.
Источник: http://www.gzt.ru/topnews/society/-direktor-shkoly-obyazan-naiti-tri-komnaty-pod-/321339.html?from=reader
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница